Из всех многочисленных условий, обеспечивающих жизнедеятельность детского организма, особое значение придается питанию. Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.
Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.
Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.
Что же нужно для полноценного питания ребенка?
Прежде всего, питание должно:
- Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
- Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
- Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
- Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.
Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.
Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.
Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.
Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные вещества
Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.
Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.
Йод – организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.
Железо – играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свинной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.
Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.
Витамины
В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Основные принципы рационального питания учащихся:
- Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Белки должны составлять около 14%, жиры - 31% и углеводы - 55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60%, растительных жиров - 20% - 30% от суточной нормы.
- Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
- Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
- Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.
Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.
Человеческий глаз — уникальный, исключительно сложный прибор с помощью которого мы познаем окружающий мир. Человек видит ясно, когда все отделы этого прибора работают гармонично. Если в каком-либо звене происходит сбой — зрение ухудшается.
Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно на сетчатке. Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик — природная линза, расположенная внутри глаза. Когда этого не происходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.
Если человек хочет рассмотреть близко расположенный объект, включается так называемый механизм аккомодации. Специальные глазные мышцы сокращаются, а связки, переходящее в хрусталиковую сумку расслабляются, делая хрусталик выпуклым, как увеличительное стекло. Когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются и хрусталик становится плоским.
В последние годы врачи с тревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным к современным зрительным нагрузкам и разрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д.).
Если не проводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке — потеря хорошего зрения неминуема.
Как портится зрение.
По данным генетиков, когда зрение родителей в порядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама — 50%. Ну, а вероятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.
Но даже при наследственной предрасположенности развития близорукости можно не допустить. Дело в том, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в «Трудные моменты». Зрение начинает ухудшаться, если этот резерв исчерпан.
Что же подрывает запас прочности детских глаз? Это и телевизор, и компьютерные игры, и, конечно, непосильные зрительные нагрузки связанные с занятиями в школе. Вредное воздействие настолько велико, что за время обучения в школе число близоруких детей увеличивается с 4% до 40%, то есть в 10 раз! Неудивительно, что у большинства людей близорукость начинается именно в раннем школьном возрасте.
При чтении глаза находятся в огромном напряжении. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно напрягаются и устают. Запас прочности глаз стремительно тает, может возникнуть и активно прогрессировать близорукость.
Основными факторами, стимулирующими развитие близорукости у школьников, считаются:
Недостаточное освещение рабочего места в школе и в домашних условиях во время приготовления уроков (особенно при искусственном освещении).
Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту.
Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении, способствует ослаблению зрения.
Длительное пребывание за компьютером.
Неограниченный просмотр телепередач.
Игры в сотовый телефон.
Как правильно сидеть за столом:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер;
высота ножек стола должна равняться длине голеней;
голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
между краем стола и грудной твоей клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
При работе книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки. Нужно помнить, что достоверно «опасным» в плане прогрессирования близорукости, является зрительное рабочее расстояние при чтении и письме менее 20-25 см.
Не рекомендуется читать и играть лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. Дело в том, что в положении лёжа, как правило, не достигается правильная освещённость объекта, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении во время езды.
Просмотр телепередач.
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач детям со снижением зрения должен давать врач — офтальмолог. Но каждый ребенок должен помнить, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что дети и подростки часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если ты носишь очки для дали, следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Смотреть телевизор следует в освещенной комнате.
Если ребенку 8 лет, то просмотр телепередач должен быть ограничен 30–40 минутами. В более старшем возрасте время можно увеличить до 1,5–3 часов в день, но непрерывно не более часа, независимо от типа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).
Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор можно только в выходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) и два-три часа дома — такую нагрузку не может выдержать растущий глаз.
Компьютерный зрительный синдром.
Это заболевание глаз, вызванное работой за компьютером и приводящее к снижению зрения. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к такой работе.
Возникает компьютерный зрительный синдром после длительной (в течение нескольких часов без перерыва) работы за компьютером. Его признаки знакомы многим. Появляется жжение, чувство «песка» за веками, глаза могут покраснеть. Могут также появиться боли при движении глаз. головные боли в области лба. И эти опасные явления не проходят бесследно. Вследствие нарушения работы глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Если зрительные перегрузки систематически повторяются — может появиться «временная» близорукость, а уже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.
Клинические исследования показали: даже один день работы за компьютером вызывает ухудшение зрения! И это не удивительно. Глаз патологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кровообращения мелкие сосуды на поверхности глаз расширяются, вызывая их покраснение.
Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, то постепенно изменения в тканях глаза, и в первую очередь это глазные мышцы, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.
Чтобы сохранить зрение при современном уровне зрительных нагрузок необходимо строго соблюдать определенные правила. В первую очередь -это максимальное сокращение времени работы за компьютером и правильная посадка, которая помогает предотвратить еще и возможное появление болей в области спины и шеи.
Длительность безопасной работы школьника за компьютером:
В 1 классе- 15 минут в день,
2-5 класс- 15–20 минут в день,
6-7 класс-20 минут в день,
8-9 класс-25 минут в день,
10-11 класс- 30 минут на первом часу занятий и 20 на втором.
После работы с компьютером или другой зрительной нагрузки в течение нескольких минут необходимо гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, улучшить кровообращение.
Основные упражнения:
Каждое упражнение следует повторять от 30 до 60 секунд.
Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо -налево, вверх-вниз, рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает «смазку» глаз.
Движение открытыми глазами вверх-вниз и справа - налево.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение и доступ кислорода к глазам и лицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.
Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец посмотрите на него.
Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.
Перемещение взгляда с близкой точки на отдаленную.
Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами — указательным и средним — в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза — над бровями. Такое движение повторяется 8–16 раз.
Если школьник стал замечать, что стало плохо видно с доски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если глаза с трудом адаптируются к рассматриванию предметов на различных расстояниях (расплывается изображение при переводе взгляда с близкого расстояния на рассматривание предметов вдали), необходимо сказать об этом родителям и посетить офтальмолога уже в ближайшее время!
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ
В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа.
Гигиена зрения
Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена – это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.
Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:
Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
Берегите глаза от излишне яркого света.
Старайтесь не читать, если в помещении темно.
Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.
Гигиена зрения, равно как и слуха, – это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.
Семь привычек для здоровья глаз
Хорошее зрение в любом возрасте значительно улучшает качество жизни. В силах каждого человека приложить небольшие усилия, чтобы сохранить здоровье глаз. Для этого нужно завести несколько полезных привычек.
- Защищайте глаза солнцезащитными очками
Ультрафиолетовое излучение солнца вызывает целый рад негативных изменений в глазах: ускоряет развитие катаракты и макулярной дегенерации, а также вызывает повреждение роговицы. Особенно опасно ультрафиолетовое излучение для тех, кто вынужден проводить на солнце долгое время, для перенесших операцию по удалению катаракты, а также для принимающих лекарственные средства, повышающие чувствительность к солнечному свету. Качественные солнцезащитные очки задерживают ультрафиолетовые лучи типов А и В, а также уменьшают яркие блики, повышая четкость изображения.
- Не курите
Курение может привести к развитию катаракты и увеличивает риск дегенерации желтого пятна. Кроме того, у людей, которые курят, хуже усваиваются питательные вещества и витамины. Это негативно сказывается на состоянии зрительного нерва и может привести к потере зрения. Кроме того, курение – это еще и один из самых сильных раздражителей, приводящих к синдрому сухого глаза.
- Откажитесь от алкоголя
Алкоголь обезвоживает организм – в том числе и глаза. Если вы употребляете алкоголь регулярно, у вас больше шансов на развитие синдрома сухого глаза. А употребление больших доз алкоголя приводит к токсической амблиопии - болезни зрительного нерва и нарушению зрения.
- Следите за уровнем сахара в крови
Регулярное употребление жирных и сладких продуктов приводит к сильным колебаниям уровня сахара в крови и, как следствие, к развитию диабета второго типа. С этим недугом связаны такие серьезные заболевания глаз, как диабетическая ретинопатия, глаукома и катаракта. Колебания сахара в крови могут также привести к изменениям в хрусталике и снижению зрения.
- Контролируйте давление и уровень холестерина в крови
Повышенное давление может вызвать гипертоническую ретинопатию. Без лечения это заболевание приводит к слепоте. Кроме того, высокое давление повышает риск развития глаукомы и макулярной дегенерации. Сочетание гипертонии с высоким уровнем холестерина в крови повреждает сосуды, питающие сетчатку. Это чревато инсультом ее центральной артерии, который полностью нарушает зрение в пораженном глазу.
- Ешьте продуты, богатые антиоксидантами
Регулярное употребление продуктов, богатых антиоксидантами и цинком, значительно снижает вероятность макулярной дегенерации и замедляет развитие катаракты. Витамин А защищает сетчатку и улучшает цветовое и ночное зрение. А жирные кислоты Омега-3 уменьшают риск развития синдрома сухого глаза и воспалительных заболеваний глаз.
- Регулярно проверяйте зрение
Это довольно простая и быстрая процедура. Регулярное обследование у офтальмолога позволяет вовремя заметить начало развития глазных болезней.
Помните:
многие заболевания глаз, обнаруженные на ранних сроках, полностью вылечиваются;
регулярные проверки зрения позволяют подобрать нужные средства для его коррекции и замедлить прогрессирование снижения зрения.
Правила работы за компьютером
Монитор должен стоять на столе не ближе 70 см от глаз, и его середина должна приходиться чуть ниже уровня прямого взгляда. В категорию риска попадают все ноутбуки и нетбуки – их достаточно трудно отодвинуть на нужное расстояние.
Монитор ставьте таким образом, чтобы на него не падали блики от окна или ламп. Кстати, работать в полной темноте тоже вредно. Лучше, если рабочее место будет освещено настольной лампой, положение которой легко отрегулировать.
Каждый час имеет смысл делать перерывы в работе за компьютером на 5-10 минут, стараться не работать ночью и дольше стандартного рабочего дня.
Для профилактики синдрома сухого глаза стоит увеличить количество потребляемой воды до 1,5 литров в день и стараться не допускать обезвоживания организма в жаркую погоду или в сухом офисе. Если без кондиционера прожить невозможно, приобретите увлажнитель воздуха или пригласить в офис “зеленых друзей” – живые растения.
Понаблюдайте за собой – не слишком ли пристально вы смотрите на экран компьютера, и не стоит ли начать моргать чаще, смачивая слезой роговицу?
Даже если глаза устали, и в них появились неприятные ощущения – не надо их чесать и тереть. Так раздражение только усилится, а грязные руки помогут занести инфекцию, которая может вызвать не только дискомфорт, но и серьезное воспаление.
Профилактика нарушений осанки у детей и взрослых.
Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Нарушения в сагиттальной плоскости
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;
е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении; Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке; Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.
Нарушения во фронтальной плоскости
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.
Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.
Сколиоз
Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия). Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.
В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.
Выбор средств профилактики и лечения
Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.
Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества.
Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.
При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.
Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.
По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет).
В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.; ж) плавание.
Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.
Энтеробиоз
Что это такое энтеробиоз?
Энтеробиоз своего рода разновидность гельминтоза, говоря народным языком, определенный вид глистов.
Энтеробиоз в переводе с латинского означает «Острица» – разновидность гельминтов, паразитирующих в кишечнике человека, которые являются возбудителем данной болезни.
Причины возникновения
Причины данного заболевания вызваны в основном антисанитарией. Это могут быть:
- отсутствие частого мытья рук;
- грязные предметы обихода;
- насекомые паразитарного типа (мухи, тараканы).
Все эти факторы способствуют поражению организма человека инфекцией энтеробиоза.
Человек прикасаясь к кожному покрову возле заднего прохода, может с легкость перенести яйца паразитов на руки, одежду или постельное белье. Тем самым увеличивает радиус действия остриц, подвергая своих ни в чем не подозревающих близких на заражение энтеробиозом.
Учеными доказано, что мелкие насекомые такие, как тараканы, мухи, комары так же способны переносить яйца гельминтов с пораженной поверхности на чистую кожу, предметы и продукты.
Энтеробиоз это распространенная проблема мирового масштаба, на борьбу с которой уходит много средств и сил.
Симптомы энтеробиоза
Основные признаки инфекционного заболевания паразитами могут быть 2 типов: неврологические и физиологические.
Физиологические признаки:
- легкий или сильный зуд в области ануса (задний проход) на постоянной основе;
- частые позывы к опорожнению (иногда путают с легким отравлением или несварением кишечника);
- колющая боль с правой стороны живота;
- плохой аппетит на фоне тошноты;
- различные сыпи, напоминающие крапивницу (в области солнечного сплетения, верхней части бедер и в редких случаях, сыпь на спине);
- у женщин в связи с близким расположением влагалища с задним проходом, при попадании инфекции может возникнуть молочница, а также вульвовагинит (воспаление слизистой оболочки влагалища).
Психологические симптомы:
- мигрень;
- бессонница;
- быстрая утомляемость;
- невнимательность, рассеянность;
- повышенная раздражительность.
Признаки детского энтеробиоза
Дети более подвержены данной паразитарной инфекции, чем взрослые или люди в зрелом возрасте. При этом детский организм намного тяжелее переносит как симптомы болезни, так и лечение энтеробиоза.
Симптомы у детей (см. фото выше) практически такие же по своим проявлениям, как и у старших по возрасту.
Разница лишь в то, что дети вследствие сильного зуда чешут места проявления заболевания (сыпь на теле, кожа возле заднего прохода).
Оставляя расчесанные раны, которые также могут подвергаться, еще большему заражению локализуя области организма в больший радиус поражения яйцами остриц.
Место расчеса на теле ребенка может вызвать разного рода дерматиты или появление сильной аллергической реакции.
Нервная система острее реагирует на появление паразитов в кишечнике ребенка. Это отсутствие концентрации, повышенная возбудимость быстро переходящая в истерику, необоснованные капризы и слезы, тем более, если ребенок всегда отличался спокойным характером.
Диагностика
Диагностика остриц насчитывает несколько этапов выявления.
Первым делом врач проводит беседу с пациентом:
- выясняет жалобы;
- уточняет появление первоначальных признаков;
- спрашивает о подобных заболеваниях у других членов семьи;
- уточняет соблюдение санитарных правил гигиены.
Вторая фаза выявления энтеробиоза – это соскоб в районе заднего прохода или мазок в области анального отверстия. Чаще всего такой анализ берут у людей старшего или пожилого возраста.
Ректальный соскоб берется специальным инструментом (шпатель).
Мазок для анализа делают непосредственно в анальном отверстии с помощью спички с намотанным ватным тампоном или ушной палочкой. После взятия материала в первом и втором случае, содержимое соскабливают на стеклышко для исследований и рассматривают под микроскопом.
Энтеробиоз у детей диагностируют с помощью анализа методом Грэхема – берется отпечаток заднего прохода ребенка на небольшой кусок ленты с липким слоем, в основном проводится в утреннее время (до 12 дня) до первого опорожнения кишечника.
Третий этап диагностики – анализ крови пациента. Кровь сдается для развернутого исследования, которое выявляет в крови присутствие специфических для паразитов определенных тел под название «эозинофилы».
Эти клетки наносят значительный вред крови, нейтрализуют существенное количество биологически активных компонентов, разрушают молекулы гистамина, который играет незаменимую роль в физиологии тела человека.
Осложнения при энтеробиозе
При отсутствии своевременного лечения паразитарное заболевание может вызвать ряд серьезных осложнений, к которым относятся:
- аппендицит (острая боль с правой стороны в области живота);
- проктит (воспалительный процесс слизистой оболочки прямой кишки);
- экзема и острый дерматит (воспаление кожных покровов, сопровождается сыпью и сильным зудом);
- инфекционное воспаление половых органов и путей у представительниц прекрасной половины.
Важно при любом из этих осложнений диагностировать истинную причину болезни, поскольку симптомы энтеробиоза схожи признаками с другими заболеваниями. Не стоит сразу обращаться к специалисту определенного профиля, а провести исследование всего организма в целом.
Способы лечения энтеробиоза у взрослых и детей
Главным и неотъемлемым правилом лечения данного заболевания является строгое соблюдение санитарно – гигиенических норм:
- частое мытье рук с антибактериальными средствами после визитов в туалет, прогулки по улице, посещения мест большого скопления людей (спортклуб, кино, торговый центр) и после контакта с животными;
- тщательный уход за ногтями, а также избавится от привычки грызть ногти, если таковая имеется;
- взять за правило чаще менять постельное белье и предметы гигиены (полотенце, зубная щетка, мочалка для тела);
- стирать нижнее белье и одежду в воде не ниже 40°C и проглаживать с использованием пара после сушки;
- делать влажную уборку с помощью дезинфицирующих средств, не реже чем раз в 2-3 дня.
Профилактика
Профилактика заболевания медикаментозными препаратами проводится не чаще, чем раз в полгода и осуществляется всеми членами семьи.
Что касается профилактики санитарно-гигиенического характера, рекомендуют такие меры предосторожности появления паразитов:
- Влажная уборка жилого помещения не реже трех раз в неделю, включая дезинфекцию:
- ручки входных и межкомнатных дверей;
- выключатели и розетки;
- полки шкафов, где лежит чистая одежда, полотенца, постельное белье;
- зеркала, стекла на кухонных гарнитурах и мебели для гостиной;
- полы, плинтуса, вентиляционные решетки и все места присутствия пыли.
- Раз в месяц выбивать подушки, одеяла, пледы.
- Раз в пол года чистить ковры и дорожки в химчистке, в случае если в доме лежит ковровое покрытие (ковролин), раз в месяц пользоваться антисептическими средствами на основе хлорки (если нет аллергии), что бы удалить из ворсы коврового покрытия грязи и пыли.
- При наличии детей, два раза в неделю мыть детские резиновые и пластмассовые игрушки, выбивать или стирать мягкие игрушки не реже одного раза в месяц.
- Мыть руки после каждого посещения туалета, улицы и мест скопления людей.
- Ухаживать за руками и ногтями взрослым и коротко стричь ногти ребенку, чтобы у него не было желания сгрызть их, одновременно приучая не тянуть все в рот (игрушки, немытые фрукты).
- Если в доме имеются домашние животные, которые гуляют на улице (коты, собаки) стоит купать их минимум 3 раза в неделю, использовать для этого средства с противомикробными компонентами (шампунь с хлоргексидином, дегтярное мыло). Вытирать животное нужно отдельным полотенцем и стирать его после каждого купания отдельно от вещей членов семьи при температуре не ниже 60°C, держать полотенце для питомца в месте недоступном для детей. При наличии блох или клещей на коже домашнего питомца, немедленно избавится от них с помощью ошейника от блох, а также спрея против блох и клещей.
Рекомендации по питанию для профилактики энтеробиоза
Все фрукты, зелень и овощи следует тщательно мыть под горячей водой с использованием губки, отдельно от той, которую используют для мытья посуды.
Регулярно употреблять в пищу чеснок, репчатый лук и имбирь. Это самые лучшие продукты питания, которые помогают избавиться от яиц остриц так, как обладают сильным противомикробным действием.
Лук и чеснок рекомендуется употреблять в сыром виде, для непосредственного воздействия на паразитов, имбирь можно добавлять при приготовлении подлив и гуляшей, подмешивать сок в заправки к салатам или просто заваривать чай предварительно очистить и мелко нарезать корень имбиря.
К тому же репчатый лук, имбирь и чеснок благотворно влияют на пищеварительную систему, являются незаменимыми продуктами для очистки сосудов и хорошей работы сердечнососудистой системы.
Чай с чарбецом также является профилактическим средством от паразитов любого вида гельминтов.
Свекла, тыква и тыквенное семя, отличные соратники для борьбы с энтеробиозом. Свеклу и мякоть тыквы можно употреблять в вареном виде или готовить фрешы (свежевыжатый сок), обязательно разбавлять водой, что б избежать аллергии. Сырые семечки тыквы натощак прекрасно способствуют выводу взрослых особей остриц.
Разного вида пряности и специи (гвоздика, перец, куркума) при постоянном употреблении в пищу замечательно устраняют и предотвращают проблему появления остриц.
Все эти рекомендации естественно противопоказаны людям с проблемами желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка, НЯК, хронический панкреатит) и при аллергии или личной непереносимости любого продукта организмом человека.
Заключение
Энтеробиоз – распространенное заболевание среди людей. Но его появление можно просто предотвратить, если соблюдать нехитрые советы по санитарно-гигиеническим нормам, иногда применять профилактические меры и при малейших признаках паразитарной инфекции обращаться к врачу, чтобы легко и без осложнений устранить нежелательную болезнь.
Повышение иммунитета
Правила профилактики коронавирусной инфекции