Социальная и психологическая помощь

«Телефоны доверия для детей и подростков» (возможность получить психологическую помощь по данным телефонам) подробнее...

Региональная карта (Витебская область)     подробнее (файл для скачивания, pdf - 689КБ)

Телефон «ДОВЕРИЕ» и «Кризисная комната» ГУ"Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения" подробнее (файл для скачивания, pdf - 289 КБ) 

Жукова Ирина Александровна    тел.:8-0214-51-42-72

Страничка психолога уже ВКонтакте. Присоединяйтесь!

Ссылка для перехода на страничку:    https://vk.com/club179780971

 

График работы

Понедельник  

08.00 - 13.30

14.00 - 16.00

Вторник

08.15 - 13.30

14.00 - 16.00

Среда

08.15 - 13.30

14.00 - 18.00

Четверг

08.15 - 13.30

13.30 - 16.00

Пятница

08.00 - 13.30

 

Суббота

09.00 - 12.00

 

 

Консультации для родителей

                                          

среда

суббота

16.00 –18.00

10.00-12.00

 

Консультации для педагогов

вторник

четверг

15.00 -16.00

15.00-16.00

 

Консультации для учащихся

понедельник

четверг

13.00-14.00

14.00-15.00

 

 

Региональная карта (Витебская область)     подробнее (файл для скачивания, pdf - 689КБ)

График работы педагога социального 

Лисицы Антонины Львовны

1, 2 неделя месяца

Понедельник              08.00-16.30                обед 13.00-13.30

Вторник                      08.00-17.00                обед 13.00-13.30

Среда                          08.30-18.00                обед 13.00-13.30

Четверг                       08.30-16.30               обед 13.00-13.30

Пятница                      08.00-15.30               обед 13.00-13.30

 

3, 4 неделя месяца 

Понедельник              08.00-16.00                обед 13.00-13.30

Вторник                      08.00-16.00                обед 13.00-13.30

Среда                          08.30-18.00                обед 13.00-13.30

Четверг                       08.30-16.00                обед 13.00-13.30

Пятница                      08.00-14.30                обед 13.00-13.30

Суббота                       09.00-12.00

                                        Время консультаций

Педагоги                              понедельник                      10.00-11.00

                                             среда                                15.00-16.00

 

Учащиеся                             вторник                             15.00-16.00

                                            четверг                              14.00-15.00

                                                  

Родители                             среда                                 17.00-18.00

                                            суббота   (3,4 суббота)       11.00-12.00

Деятельность Республиканского центра психологической помощи   подробнее

Региональная карта (Витебская область)     подробнее (файл для скачивания, pdf - 689КБ)

ДЕТИ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

В Республике Беларусь действует запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность обучающихся

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях и на иной территории учреждения образования  либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях и на иной территории учреждения образования;

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней)

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:

обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;

обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:

·  знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;

·  давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;

·  быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;

·  получить юридическую помощь в соответствии с законодательством;

·  ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;

·  обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма и дорожной безопасности несовершеннолетних

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»

ГЛАВА 11 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

180. При организованных автомобильных перевозках групп детей автобусами в нерегулярном сообщении обеспечение безопасности движения возлагается на автомобильного перевозчика, а безопасного поведения детей - на заказчика и назначенных им сопровождающих.

181. Сопровождение автобусов, используемых для выполнения организованных автомобильных перевозок групп детей, и инструктаж водителей этих автобусов проводятся соответствующими подразделениями Государственной автомобильной инспекции.

182. Отбор лиц для сопровождения детей, а также инструктаж этих лиц осуществляются заказчиком.

183. Автомобильные перевозчики, выполняющие автомобильные перевозки групп детей автобусами в нерегулярном сообщении, либо заказчик этих перевозок обязаны заблаговременно, но не позднее трех суток до начала перевозки, представить в подразделения Государственной автомобильной инспекции (по месту отправления групп детей) официальное уведомление о планируемой перевозке. В данном уведомлении указываются дата и маршрут движения, марка и номер государственной регистрации автобуса (автобусов), фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных заказчиком.

184.После получения уведомления, указанного в пункте 183 настоящих Правил, сотрудники соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны проинструктировать водителей об особенностях требований Правил дорожного движения при автомобильных перевозках групп детей, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту.

Инструктаж водителей иностранных автомобильных перевозчиков, не владеющих русским языком, проводится с участием переводчика, который приглашается организацией - организатором перевозки. Информация об инструктаже водителей заносится под роспись каждого из инструктируемых в специальный журнал, который хранится в соответствующем подразделении Государственной автомобильной инспекции.

185. Технический осмотр автобусов, в том числе с иностранной регистрацией, предусмотренных для автомобильной перевозки групп детей в нерегулярном сообщении, проводится не ранее чем за 7 дней до начала выполнения перевозки на технической базе автомобильных перевозчиков либо в первоочередном порядке на диагностических станциях. По результатам технического осмотра составляется акт технического осмотра автобуса или диагностическая карта в двух экземплярах с заключением о его допуске к перевозке групп детей. Акт технического осмотра или диагностическая карта подписывается членами комиссии и заверяется печатью организации по месту составления. Первый экземпляр акта технического осмотра или диагностической карты передается водителю автобуса, находится в автобусе до окончания поездки, а затем хранится у автомобильного перевозчика в течение 12 месяцев, второй - в организации, проводившей технический осмотр, в течение 10 дней после возвращения группы детей из поездки.

186. В состав специально созданных комиссий по проведению технических осмотров автобусов, как правило, должны включаться начальник и другие работники службы (отдела) технического контроля, начальник и другие работники службы (отдела) безопасности движения, работники службы (отдела) эксплуатации, другие лица, ответственные за организацию технического обслуживания и ремонта автобусов.

187.К автомобильной перевозке автобусами групп детей допускаются водители, имеющие не менее трех лет непрерывного стажа работы на механических транспортных средствах категории "D" и не привлекавшиеся на протяжении последних двух лет к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, о чем в соответствующие подразделения Государственной автомобильной инспекции должно быть представлено письменное подтверждение, заверенное подписью руководителя и печатью организации (в том числеи иностранной), предоставившей водителей для перевозки групп детей.

188. Для автомобильной перевозки автобусами групп детей на расстояние более 450 км на каждый автобус, перевозящий детей, выделяется по два водителя.

189. Автомобильным перевозчикам, выполняющим автомобильные перевозки групп детей автобусами, запрещается допускать к поездке водителей, отдых которых между сменами был менее 12 часов.

 190. Заказчик автомобильной перевозки групп детей на каждый автобус назначает совершеннолетнего сопровождающего, а если число перевозимых детей более 20 – двух совершеннолетних сопровождающих. Сопровождающие обязаны принимать меры, обеспечивающие безопасную перевозку групп детей автобусами. Из числа сопровождающих назначается старший, который должен находиться в головном автобусе и следить за выполнением требований настоящих Правил в ходе перевозки.

191. Общее количество перевозимых в автобусах детей и взрослых не должно превышать числа мест для сидения в соответствии с технической характеристикой данного автобуса.

192. Водители автобусов, в том числе автомобильных перевозчиков иностранных государств, выполняющие перевозки групп детей, обязаны соблюдать Правила дорожного движения и требования настоящих Правил, а также установленный режим труда и отдыха.

193. При возникновении в пути следования технических неисправностей автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении состояния здоровья водителей запрещается дальнейшее движение до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.

194.При автомобильных перевозках групп детей автобусами по территории Республики Беларусь скорость движения автобусов, включая автобусы с мягкими сиденьями, не должна превышать 70 км/ч. На автобусах, используемых при выполнении перевозки групп детей (одиночных или следующих колонной), в соответствии с требованиями Правил дорожного движения независимо от времени суток должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии) и установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».

195. Автомобильная перевозка групп детей автобусами с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад и тому подобное) не рекомендуется. С 23.00 до 05.00 часов в порядке исключения допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места ночлега.

196. При получении информации об автомобильной перевозке групп детей автобусами в составе организованной транспортной колонны, включающей от 3 до 10 автобусов, подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны обеспечить их сопровождение одним транспортным средством оперативного назначения, а колонны, включающей свыше 10 автобусов, – двумя транспортными средствами оперативного назначения.

197. Сопровождение организованной транспортной колонны автобусов при автомобильной перевозке групп детей осуществляется от места ее формирования до конечного пункта назначения в пределах Республики Беларусь.

198. Если автомобильная перевозка детей выполняется одним или двумя автобусами, сопровождение транспортными средствами оперативного назначения Государственной автомобильной инспекции не требуется.

199. В случаях выявления нарушений требований настоящих Правил или Правил дорожного движения дальнейшая автомобильная перевозка групп детей автобусами до принятия мер по устранению нарушений и обстоятельств, препятствующих дальнейшему безопасному движению, запрещается.

200. Положения настоящей главы применяются при выполнении автомобильных перевозок автобусами групп детей до 16 лет общей численностью 8 и более человек. В составе группы детей не учитываются дети, перевозка каждого из которых осуществляется в сопровождении родителя (родителей).

Более подробно о правилах перевозки групп детей автобусами Вы можете прочитать в Правилах автомобильных перевозок пассажиров (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №972 от 30 июня 2008 г. «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

«СВЕТООТРАЖАЮЩИЙ ФЛИКЕР –ВАШ ПОМОЩНИК НА ДОРОГАХ»

Фликер– это, в первую очередь, безопасность вашего ребёнка на дороге.

Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При движении с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. А водитель, движущийся в транспортном средстве с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров.

Использование светоотражающего брелока снижает риск наезда на пешехода на 65 процентов.

Световозвращающие элементы должны располагаться следующим образом:

  1. Подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра.
  2. Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
  3. Значки могут располагаться на одежде в любом месте.
  4. Сумочку, портфель или рюкзак нужно носить в правой руке, а не за спиной.
  5. Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами.
  6. Наиболее надежный вариант для родителей — нанести на одежду световозвращающие термоаппликации и наклейки.
  7. В городе при пересечении проезжей части в темноте рекомендуется иметь световозвращатели справа и слева.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы! Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Для выбора профессии важно:

•  Определить способности и возможности, интересы и склонности, которые помогут способствовать успеху в обучении и работе.

• Оценить психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).

• Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий.

•  Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

•  Проанализировать ситуацию на рынке труда. Выяснить возможности трудоустройства.

• Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую специальность. Убедиться в том, что соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

• Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.

Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка),МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (востребованность) совпадали.

Безопасность в интернете

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Всё большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые? Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Какие угрозы встречаются наиболее часто?

Прежде всего, следующие:

• доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

• контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

Рекомендации по безопасности использования сети Интернет детьми

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?

• Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как можно раньше научить их отделять правду ото лжи.

Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

Как это объяснить?

•  Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

• Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

• Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.

• Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Пал травы

Статья 16.40. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Учащимся о вреде табака

Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ее партнеры отмечают Всемирный день без табака (ВДБТ), привлекая внимание общества к рискам для здоровья, связанным с употреблением табака, и призывая проводить эффективную политику по уменьшению масштабов потребления табака.

Борьба с табаком способствует здоровью и развитию

ВОЗ призывает страны придавать первостепенное значение активизации мер, направленных на сокращение потребления табачных изделий. Успешные результаты этой работы приносят пользу всем странам, прежде всего за счет защиты граждан от вредных последствий употребления табака и снижения экономических потерь для национальной экономики.

Одной из глобальных задач в области устойчивого развития является уменьшение к 2030 г. на треть преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ), включая сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и хроническую обструктивную болезнь легких. Борьба с табаком является одной из наиболее эффективных мер для достижения этой цели. В связи с этим, в странах, ратифицировавших Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), её реализации уделяется особое внимание.

Борьба против табака способствует достижению других глобальных целей

Помимо спасения жизней и укрепления здоровья, комплексные меры, направленные на сокращение потребления табачных изделий и ограничение воздействия табачного дыма на некурящих, сокращают неблагоприятные последствия производства, торговли и потребления табака.

Борьба против табака может содействовать экономическому росту, а также противодействовать изменению климата. Повышение налогообложения табачных изделий может также служить интересам государственных программ в области развития.

Активизировать усилия по борьбе против табака могут не только правительства: люди могут вносить свой личный вклад в создание устойчивого мира без табака. Люди могут принять на себя обязательство никогда не употреблять табачные изделия. Те, кто уже использует табак, могут отказаться от этой привычки или обратиться за соответствующей помощью, что также сохранит их здоровье, и защитит людей, подвергающихся пассивному курению. Деньги, не потраченные на табак, могут, в свою очередь, направляться на важные цели, в том числе на здравоохранение, образование, приобретение продуктов для здорового питания и др.

Факты о табаке.

Ежегодно в результате употребления табака умирает около 6 миллионов человек, и если не активизировать усилия, то, согласно прогнозам, к 2030 г. этот показатель превысит 8 миллионов человек в год. Потребление табака представляет собой угрозу для любого человека, независимо от его пола, возраста, расы, культуры или образования. Оно влечет за собой страдания, болезни и смерть, разоряя семьи и национальную экономику.

  • Употребление табака обходится в огромную сумму для национальной экономики, с учетом повышенных расходов на охрану здоровья и снижения продуктивности работы. Около 80% случаев преждевременной смерти в результате употребления табака приходится на страны с низким и средним уровнем дохода.
  • Табачная промышленность вырабатывает свыше 2 миллионов тонн твердых отходов.
  • РКБТ ВОЗ определяет комплекс мер, направленных на противодействие потребления табака во всем мире. РКБТ ВОЗ представляет собой международный договор с 180 Сторонами (179 стран и Европейский союз). На сегодняшний день более половины стран мира, где проживает почти 40% мирового населения (2,8 миллиарда человек), осуществили хотя бы одну из наиболее эффективных мер РКБТ ВОЗ на самом высоком уровне.
  • Повышение налогов на сигареты на 1 долл. США во всем мире принесет дополнительно 190 миллиардов долл. США на цели развития. Высокие налоговые ставки на табачные изделия способствуют повышению государственных доходов, сокращают спрос на табак и являются важным источником поступлений для финансирования деятельности в области развития.

Всемирный день без табака преследует следующие цели:

  • Подчеркнуть взаимосвязь между употреблением табачных изделий, борьбой против табака и устойчивым развитием.
  • Оказать поддержку государствам и гражданскому обществу в деле борьбы с вмешательством табачной промышленности в политические процессы, что, в свою очередь, будет способствовать принятию более решительных мер по борьбе против табака на национальном уровне.
  • Стимулировать более широкое участие общественности в национальных, региональных и глобальных усилиях по разработке и осуществлению стратегий и планов по борьбе против табака.
  • Показать, как отдельные люди могут внести свой вклад в создание устойчивого мира без табака путем принятия на себя обязательства никогда не употреблять табачные изделия или отказа от этой привычки.

В нашей стране проводится ряд мероприятий, охватывающих различные аспекты антитабачной деятельности,  осуществляемых в развитии РКБТ ВОЗ и в рамках реализации государственной программы «Здоровье народа и демографическая  безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020гг.

Защита от воздействия табачного дыма.

В стране запрещено курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели: в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на ряде объектов общественного питания; в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта и др. (Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»). В настоящее время осуществляется работа над проектом Декрета Президента Республики Беларусь «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения» (проект Декрета). Проектом Декрета определено дальнейшее ужесточение требований к продаже и ограничению курения табачных изделий: предлагается разделить места, в которых запрещается курение, на две категории – места, в которых полностью запрещено курение, и места, в которых курение запрещено, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели; запретить курение в автомобилях и помещениях, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет. Также вводятся ограничения в части рекламы, продажи и использования электронных систем курения.

Проводится работа по созданию территорий, свободных от курения (парки, скверы, места отдыха, гостиницы, кафе, рестораны, остановки общественного транспорта и другие).

Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак.

По инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в целях реализации РКБТ ВОЗ в стране регулярно повышаются цены на табачные изделия.

Регулирование упаковки и маркировки табачных изделий; регулирование состава табачных изделий.

Определены требования к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствии с требованиями международных норм.

Новые требования определены техническим регламентом на табачную продукцию (Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», который вступил в силу в мае 2016 года).

Запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» запрещена продажа табачных изделий лицам до 18 лет, не допускается розничная торговля табачными изделиями в учебных, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта и пр.

Запрещена открытая выкладка табачных изделий на объектах торговли, а также выпуск нетабачной продукции, по внешнему виду напоминающей табачные изделия

Просвещение и информирование населения.

Проводится постоянная информационно-образовательная работа с населением на массовом, групповом и индивидуальном уровнях.

Одним из основных руководящих принципов деятельности по профилактике табакокурения, координацию которой осуществляет Министерство здравоохранения, является формирование в обществе нетерпимого отношения к курению. Организована широкая информационно-образовательная деятельность по профилактике табакокурения, в осуществлении которой все большую активность проявляет молодежь. Ежегодно проводятся Единые дни здоровья (Всемирный день без табака, Всемирный день некурения, Всемирный день здоровья и т.д.), праздники, акции.

Одним из важных направлений работы по формированию здорового образа жизни является создание и демонстрация социальной рекламы, в том числе и по вопросам профилактики табакокурения.

Проводимая работа дает положительные результаты: по данным социсследований наблюдается снижение числа курящих до 27,9% (с 30,6% в 2010 году), что ниже показателя распространенности табакокурения в европейском регионе.

Однако число курящих еще достаточно высоко – курят 43% мужчин и 15,6% женщин. В стране проблемой, требующей решения, является и значительное распространение пассивного курения – около половины населения подвергаются вредному воздействию вторичного табачного дыма.

Это свидетельствует о необходимости продолжать работу в данном направлении.

В настоящее время в нашей стране проводится активная работа в рамках Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Стоит задача снижения влияния всех основных факторов риска неинфекционных заболеваний, одним из которых и является табакокурение. Стоит задача снижения распространенности потребления табака среди лиц в возрасте от 16 лет до 24,5 процента. Эта цель может быть достигнута путем реализации комплекса мер с учетом международного опыта и рекомендаций РКБТ ВОЗ.