Логопедический массаж

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж – это часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Основные цели логопедического массажа:

• Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

• Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

• Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.).

• Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

• Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

• Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводится логопедический массаж. 

Показания к проведению логопедического массажа

Показаниями к проведению логопедического массажа являются следующие речевые нарушения:

• Задержка речевого развития (ЗРР).

Задержка речевого развития характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание отмечается равномерно в формировании всех компонентов языка. 

Такой логопедический диагноз ставится детям в возрасте до 3 лет. При данном нарушении речи массаж как нельзя лучше подготовит артикуляционный аппарат ребенка для формирования правильного звукопроизношения. Массаж необходимо сочетать с работой по накоплению и активизации словаря, формированию простейших лексико-грамматических категорий, дыхательной и артикуляционной гимнастикой и развитием мелкой моторики.

• Дизартрия и ее стертые формы.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточной иннервацией речевого аппарата.

В некоторых случаях дизартрия проявляется неярко: например, когда страдает какая-либо одна группа звуков – ребенок межзубно произносит свистящие звуки или смягчает звук Л. В таких случаях даже опытный специалист может не сразу прийти к точному логопедическому заключению.

Без логопедического массажа педагогический процесс при этом нарушении речи потребует слишком много времени и усилий логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

• ≪Сложная≫ дислалия (в том числе при общем недоразвитии речи (ОНР).

Дислалия –один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, не смазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение называется дислалией.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой дислалии относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, Р) или группа однородных по артикуляции звуков (например, свистящие звуки С, З, Ц). Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ) –это сложная дислалия.

При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже.

Сложная дислалия более эффективно поддается коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения (дыхательная и артикуляционная гимнастики) применяется массаж артикуляционного аппарата.

•Ринолалия.

Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая.

При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщелинах нёба. Функция речи при последних дефектах восстанавливается только после операции по замыканию носоглоточного пространства.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

•Заикание.

Заикание –это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Виды заикания различаются по типу судорог, возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата.

Снизить проявление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

•Нарушения голоса.

Нарушения голоса –это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата. 

Существует два основных термина для обозначения патологии голоса:

•афония –полное отсутствие голоса;

•дисфония –частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.

Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболевания и т.д.).

Органические нарушения –это патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.

Логопедический массаж подразделяется на несколько видов:

•Классический ручной массаж.

•Точечный массаж.

•Аппаратный.

•Зондовый массаж и массаж зондозаменителями.

•Самомассаж.

•Нетрадиционный массаж.

Противопоказания к назначению логопедического массажа:

Важно!!! Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний.

Противопоказаниями к проведению логопедического массажа являются:

• Лихорадочное состояние.

• Острые воспалительные процессы.

• Носовые кровотечения и склонность к ним.

• Конъюнктивиты.

• Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии).

• Диатезы и другие аллергические реакции.

• Стоматиты и другие инфекции полости рта.

• Герпес на губах.

• Отек Квинке (реакция на воздействие различных биологических и химических факторов, часто имеющая аллергическую природу).

• Увеличение лимфатических узлов.

• Резко выраженная пульсация сонных артерий.

• Тошнота, рвота.

• Чрезмерная физическая и психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.