Как преодолеть экзаменационный барьер

Говоря об экзамене, хочется вспомнить известного киногероя и его слова: “Экзамен для меня - всегда праздник”. К этому дню по - разному готовятся и ученики, и преподаватели. Очень важно, сделать это без обыденной парадности, шумихи и нервозности, создав благоприятную атмосферу доверия и уважения. Отсутствие доброжелательности отрицательно сказывается на тех учениках, которые волнуются, если даже они хорошо подготовились.

Если говорить о преподавателях, то для них эта тяжелая работа не всегда бесполезная и нудная, если есть хороший ученик-собеседник. Для ученика – это испытание, в первую очередь нервной системы и, конечно, прочности знаний. Какое из них сумеет преодолеть ученик первым – волнение и страх или барьер прочности знаний – таким и будет результат экзамена в баллах. Следует сказать, что индекс ожиданий не всегда соответствует результату. Причин для этого великое множество: одни зависят от преподавателя, другие от учеников. Если преподаватель знает особенности личности ученика, нормы оценки знаний по своему предмету, если он компетентен в содержании предмета (а не в своих амбициях) и владеет методикой приема экзаменов, и, наконец, если он объективен, относится к делу с душой, проявляя высокие моральные качества Педагога, - у такого преподавателя экзамен станет праздником знаний. Учащихся, которые не смогли сдать экзамен , будет ровно столько, сколько не усвоили удовлетворительно этот предмет. У профессионала это число незначительно. На мой взгляд, чем больше неудовлетворительных оценок на экзамене, тем ниже планка профессионализма педагога. Вряд ли стоит гордится большим количеством «завалов», рассказывая о «слабых» учащихся. Любовь к предмету, желание его знать, ответственонность и вера в свои силы передаются от педагога к ученику. Вот и получается , что сдача экзамена – это проверка профессионализма педагога ,его умения передавать знания. Очень хочется верить, что педагог сегодня с его маленькой зарплатой сохранил в себе доброту и гуманность, терпение и принципиальность, справедливость и объективность, строгость и честность, выдержку и такт. А  умение поддержать и понять (а не «добить»), проявить чуткость и родительскую заботу старшего о младшем направят ученика при подготовке ответа. Огромное значение имеет контакт, при установлении которого, будет снят психологический барьер, определены принципы общения, устранены или на время нейтрализованы (взяты под контроль) опасные для общения качества. Каждый этап установления контакта должен пройти как ученик, так и преподаватель - только тогда можно говорить о взаимодействии, доверии, уважении партнеров по общению.
Но и ученика , как участника экзамена , нельзя оставить в стороне. Что же на экзамене зависит от ученика? Стоит начать разговор с культуры поведения и дисциплины во время экзамена. Эту работу, несмотря на общеизвестность, преподавателю следует выполнить еще во время консультаций, напомнив о порядке.
Важна в этом случае и работа психолога с учащимися, имеющими проблемы при сдаче экзамена. Приемы эмоционально-стрессовой терапии помогут справиться с волнением и страхом.
Ученики понимают, что оценка зависит от качества подготовки к испытанию и умения составить план ответа, использовав навыки практического применения знаний. Хотелось бы, чтобы, готовясь к ответу, у ученика не возникало вопросов (они отвлекают преподавателя и тех, кто готов к ответу). Но, если они все же возникли, право на разумную помощь, я думаю, заслужил каждый. (А вдруг закралась ошибка в формулировке темы билета?) Здесь соединятся две функции экзаменатора: обучающая и  контролирующая. Именно от ученика зависит, сколько дополнительных вопросов ему зададут, т. к. логичность и последовательность изложения материала, понимание основ теории и сочетание с практикой явно укажут преподавателю на хорошие знания и отсутствие вопросов . Здесь же хотелось бы оговорить проблему, которая даст возможность меньше волноваться ученикам и снизит утомление педагога: речь пойдет об очередности отвечающих. Пусть эту проблему педагог вместе с учениками обсудит на консультации: каждый внесет свои коррективы на условиях демократии. Ученики избегут нудного сидения под дверью, а преподаватель сможет настроить себя на работу, чередуя «сильных и слабых» студентов.
Есть еще одна проблема, о которой мы стыдимся почему - то говорить. Я хочу назвать ее вслух: «любовь или нелюбовь» учеников к преподавателю. Преподаватель, которого свободно воспринимали во время учебных занятий ученики, на экзамене не только занят проверкой знаний – он, соблюдая известную дистанцию, спорит, отстаивает свою точку зрения (не считая это унизительным), критически относится к услышанному, корректно задает вопросы. Отношения с « нелюбимым» преподавателем накладывают негативный отпечаток и на общение во время экзамена: ученик считает что,
преподаватель субъективен в оценке его знаний, и преподаватель зачастую не может скрыть своего личностного отношения к нему, вспомнив все его прегрешения в течение года, четверти. Мне думается, что, безусловно, прав тот педагог, который позволяет на экзамене присутствовать всей группе (подгруппе): тогда каждый ученик почувствует поддержку аудитории, у сидящих появится возможность повторить учебный материал, само собой, отпадет вопрос о предвзятости при выставлении оценки.
Размышляя над этой проблемой, не хочется ставить точку: я надеюсь, что мои коллеги продолжат ее.
Так хочется, чтобы жизнь и преподавателя, и учеников стала легче, а отношения ближе и доверительнее. Вот так (старший – педагог ведет ученика - младшего) можно преодолеть барьер, который кажется многим непреодолимым.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ по подготовке к единому государственному
экзамену.
Не секрет, что успешность задачи экзамена во многом зависит от настроения и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов: 

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться» .
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных  экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
Контролируйте режим подготовки ребенка к экзамену, не допускайте перегрузок.
Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не критикуйте ребенка после экзамена.
Помните: главное- снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.