Правила выбора профессии
1.Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
2.Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
3.Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
4.Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
5.Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
6.Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
7.При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
8.При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.
При выборе профессии следует учитывать
· Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом «ХОЧУ».
· Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «МОГУ».
· Запросы рынка труда, потребность в кадрах – «НАДО».
Ошибки и затруднения при выборе профессии
1.Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
2.Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
3.Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
4.Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
6.Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
7.Устарелые представления о характере труда в некоторых средствах производства.
8.Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
9.Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.