Профориентация в начальных классах

МУЛЬТФИЛЬМЫ "НАВИГАТУМ: КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ"       подробнее

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка, когда он задумывается о выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно- наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Поэтому профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. 

Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики  осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи. Уроки окружающего мира также вносят вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Хозяйство человека», можно рассказать о профессиях сельской отрасли (доярка, комбайнер, птичница  и т.д.), при изучении темы «Путешествие колобка» учащиеся знакомятся  с трудом людей, благодаря которым, на столах появляется хлеб (мукомол, пекарь, тестомес и т.д.),  в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», знакомятся с  профессиями  лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). Тема "Чтобы путь был счастливым» учит учащихся осваивать правила поведения на дорогах. Дети знакомятся с профессиями водителя, инспектора. Дети знакомятся с животноводством и растениеводством как отраслями сельского хозяйства, узнают о труде животноводов на уроках. На занятиях «Какая бывает промышленность» формируются знания об отраслях промышленности (добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение…). На уроках русского языка по развитию речи младшие школьники используют слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Ученики выполняют словарную работу с этими словами:  ставят ударения, выполняют звуко-буквенный анализ, подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить.  Уроки технологии  базируются на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому  обладают огромным развивающим потенциалом.  Развитие надпредметных умений:

· конструктивность - как общая способность выдвигать проектные идеи;

·целесообразность - как умение искать и находить сред­ства и способы работы, которые отвечали бы точно постав­ленной цели;

·вариативность, гибкость - или умение выдвигать и раз­рабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи;

·чувство стиля и стилевой гармонии - как понимание взаимосвязи и единства окружающей предметной среды.

         К формам профориентационной работы в начальной школе относятся:

1. Игры  ( К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»);  2.Встречи с людьми разных профессий;  3.Экскурсии на производства;  4.Классные часы по профориентации;  5.Оформление классного уголка и школьного стенда;  6.Сочинения, конкурсы, защита проектов.

Уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть, поэтому профориентационная работа должна быть частью систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

 Загадка-шутка о профессиях

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,Значит будут ... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет ... (депутатом)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает ... (воспитатель)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами)
 

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет ... (поэт)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий ... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром)
 

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас.

Ответ (Фотограф)

 

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?  Ответ (Учитель)

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Ответ (Повар)

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Ответ (Маляр)

 

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

Ответ (Пожарные)

 

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Ответ (Пекарь)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий...

(Токарь)

 

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)

 

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер)

 

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

(Сапожник)

Пословицы о труде

·Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.·Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.  

·Сегодняшней работы назавтра не откладывай!  ·Кто не работает, тот не ест.

·Была б лишь охота - наладится каждая работа.  ·Маленькое дело лучше большого безделья.

·Дело мастера боится.                                             ·Встать раньше - шагнуть дальше.

·Не ленись за плужком - будешь с пирожком.      ·За все браться - ничего не сделать.

·Всякий человек у дела познаётся.                        ·Умей дело делать, умей и позабавиться.

·Всякое уменье трудом дается.                              ·Любовь к труду - у людей на виду.

·На работу с радостью, а с работы с гордостью. ·Делу - время, потехе - час.

·От труда здоровеют, а от лени болеют.                 ·Хлеб даром не даётся.     

·Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.  ·Терпение и труд всё перетрут.