"Воспитательные возможности" замечания

Ребенок живет в мире взрослых людей, на их территории, поэтому вынужден подчиняться их требованиям, жить по их законам, которые часто не учитывают особенностей его возраста. Взрослые часто бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, делая резкие замечания.

Эти замечания можно разделить на несколько групп:
- бытовые указания (вставай, одевайся, делай уроки, убери игрушки);
- замечания, переходящие на личность (поправь рубашку, не шуми, не ешь так быстро, это некрасиво, не отвлекайся, застегни пуговицу);
- тексты, "разряжающие" настроение взрослого (оставь меня в покое, замолчи, с тобой одни неприятности, мне не до тебя, чтобы я тебя больше не слышала);
- воспитательные тексты (ты себя плохо ведешь, я с тобой не буду разговаривать, как тебе не стыдно, если ты не уберешь игрушки, я тебя накажу, я в твои годы таким не был),
Часто в замечаниях нет нужды, и они не помогают. Замечания взрослые делают часто для собственного успокоения: я вижу, уделяю внимание, воспитываю. В общественных местах родители при помощи замечаний демонстрируют окружающим процесс воспитания, чтобы окружающие не подумали, что ребенок ведет себя плохо с нашего одобрения. Особо следует обратить внимание на манеру, в которой делаются замечания:
- давящая манера (раздраженный голос, сердитое лицо, особая категоричность формулировок, требование немедленной реакции ребенка. Часто такая манера выражает бессознательное желание спровоцировать ребенка на что-нибудь плохое, в таком случае оправдывается первоначальное раздражение взрослого);
- контролирующая манера (ребенок находится под постоянным надзором родителя, так как все делает не так. Замечания произносятся привычно занудным тоном ("Я так и знал"). При этом на лице взрослого выражение оправдавшегося ожидания, скептическая усмешка);
- дергающая манера (взрослый нападает на ребенка неожиданно. Ребенка тормошат, поправляют что-то на нем. Голос при этом взволнованный, высокий,  громкий. При этом взрослый не видит глобального, а цепляется к мелочам);
- безнадежная манера (в такой манере часто делаются предупреждающие замечания. Голос у взрослого заунывно-обреченный, родитель сам не понимает, зачем он это говорит).
Замечания такого рода никогда не приносят пользы. Они раздражают ребенка, угнетают его, прерывают полет его фантазии. Они влияют на представление ребенка о самом себе, повышают тревожность, вызывают страхи. Потом необоснованные замечания часто сбываются: если ребенку говорить, что он неряха, то он непременно станет таким.
Как же сделать замечание так, чтобы ребенок тебя понял верно?
Гораздо лучше воспринимаются не стереотипные фразы, а разнообразные формулировки, сказанные спокойно, но не монотонно, с интонацией. Можно погладить ребенка, прикосновение к малышу в момент разговора снимет его напряжение, а заодно и наше.
Многие замечания можно предотвратить, заранее договорившись о его поведении, выделив для него "детскую" зону, в которой он будет хозяином. Родителям следует соблюдать правила "вхождения" в мир ребенка. Вместо категоричного "немедленно к столу", можно сказать, что в магазине, в который он сейчас играет, наступает обеденный перерыв. Когда вы оказываетесь с ребенком в мире взрослых, не забывайте о его существовании, напоминайте ему о себе улыбкой, спокойным словом, не ждите, когда он обратит на себя внимание своим криком, капризами или плохим поведением. Прежде чем сделать ребенку замечание, подумайте, чего вы хотите этим добиться.